Особенности налогообложения Потребительского Общества «РАД»
Налог на прибыль предприятий и организаций потребительского общества
В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 г. № 21 6-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций", некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль с сумм превышения доходов над расходами, полученных от предпринимательской деятельности. При этом Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 п № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» предусматривает, что целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций, поступившие от предприятий и граждан, членские вступительные взносы (паевые взносы) налогообложению не подлежат. Учет доходов и расходов целевых средств, доходов и расходов от предпринимательской деятельности в организации должны вести раздельно.
Таким образом, средства, объединенные членами некоммерческих организаций для осуществления уставной деятельности, являются целевыми и обложению федеральными и местными налогами не подлежат. Если же некоммерческая организация получает доходы от размещения временно свободных средств на депозитных счетах в банках, от сдачи имущества в аренду, другие внереализационные доходы, а также прибыль от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества, т.е. прибыль от предпринимательской деятельности, то она с полученной прибыли должна уплачивать в бюджет налог по установленной ставке.
Указанные доходы не могут быть уменьшены для целей налогообложения на сумму расходов, связанных с уставной деятельностью некоммерческой организации, включая осуществление управленческих функций. Эти расходы подлежат отнесению в полном объеме за счет целевых отчислений на содержание организации, а также за счет прибыли от предпринимательской деятельности, оставшейся после уплаты в бюджет налога на прибыль. Если потребительские общества осуществляют все свои расходы только за счет паевых взносов и не осуществляют никакой хозяйственной деятельности, то налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении услуг, на расчеты с бюджетом не относится, а возмещается за счет источника покрытия этих расходов, т.е. за счет паевых взносов.
Фонд оплаты труда потребительского общества
Численность и фонд оплаты труда освобожденных работников потребительского общества и сотрудников, работающих по договорам подряда и поручения, может быть объектом обложения как федеральными, так и местными налогами. Сюда же относятся и страховые взносы во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, ФОМС, Фонд занятости населения), транспортный налог.
Так как ПО вводит на предприятиях и объектах входящих в систему МПО вместо ФЗП работников предприятия, на Паевую Оплату Труда (ПОТ) за фактическое отработанное время для нужд ПО. Виде паевой или кооперативной выплаты Пайщику на основании Устава ПО и всех его дополнений. Кооперативные и/или паевые выплаты могут быть: разовые, ежемесячными, ежеквартальными, полугодовыми, годовыми, премиальными, районными, с применением различных внутренних коэффициентов в ПО, которые регулируются внутрифирменными документами ПО.
Так как данная формулировка оплаты труда не является налогооблагаемой базой, соответственно данных в Государственную Налоговую Службу не подаются и не платятся.
Налог на землю в отношение потребительских обществ.
Согласно Закону РФ от 11.09.91 г. № 1738-1 «О плате за землю» с последующими изменениями и дополнениями, потребительские общества являются плательщиками налога на землю.
Если только земля не передана в безвозмездное срочное пользование или долгосрочную безвозмездную аренду, за что ПО не платит налоги за землю (п.2 ст.388 НК РФ) по правилам оформления регулируемое главой 34 ГК РФ, права регулируются главой 36 ГК РФ, и Земельным кодексом РФ ст.24.
ПО может проводить кредитование Пайщиков ПО по мере требования и необходимости. При этом во внимание принимается тот факт, что кредитование Пайщиков не является предпринимательской деятельность, предоставление Пайщикам займов из фонда финансовой взаимопомощи не носит характера реализации и, следовательно, проценты, выплачиваемые пайщикам за пользования ссудами, не являются выручкой для обложения НДС, что в бухгалтерском учете оформляется соответствующими проводками.
Так как основная деятельность, состоящая в осуществлении финансовой взаимопомощи, не носит характера предпринимательской, то есть имеет целью не извлечение прибыли, а оказание ссудо-сберегательных услуг пайщикам; так как ПО — это потребительские кооперативы граждан, существующие за счет имущественных паевых и иных взносов пайщиков; а также потому, что при передаче пайщиками потребительскому обществу личных сбережений на основании договора право собственности на личные сбережения не переходит от Пайщиков к IIO, то доход, полученный от использования личных сбережений, является доходом Пайщиков, а не самого общества.
Доходы, получаемые Пайщиками по их вкладам в ПО, подлежат налогообложению на общих основаниях. При этом порядок уплаты налога в бюджет определяется положениями ст. 11 (особенно ч.ч. 3 и 4 ст. 11) Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7.12.91 г.
В дополнение к вышесказанному отметим, что постановлением Правительства РФ от 24.01.94 г. № 24 (с изменениями и дополнениями от 5 мая и 17 июля 1995 г.) рекомендовано органом исполнительной власти субъектов Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов рассмотреть вопрос «об освобождении организаций и предприятий потребительской кооперации полностью или частично от уплаты налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств и других налогов» в части, зачисляемой в бюджеты соответствующих административно-территориальных образований.
соответствующие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Льготы по налогообложению по Департаменту Строительства и ЖКХ ПО
Налог на прибыль
В соответствии с пп.1, 2 ст.251 главы 25 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы:
· в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков (Пайщиков) и (или) инвесторов в рамках целевого финансирования Программы МИ – 7 (п.п.14 п.1);
· в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные, членские, целевые и накопительные взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п.п.1 п.2) на основе международной потребительской кооперации.
Таким образом, получаемые от членов МПО вступительные, членские, накопительные и паевые взносы налогом на прибыль не облагаются.
Налог на добавленную стоимость
Согласно п.2 ст.149 главы 21 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд):
услуг по предоставлению в пользование жилых, социальных и нежилых помещений в жилищном и общем фонде всех форм собственности (п.п.10); согласно п.27 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ реализация же услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах ЖСК и ЖКХ с 1 января 2004 г. подлежит обложению НДС;
долей в уставном (складочном и паевом) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы и т.п.) (п.п.12).
В соответствии со ст.146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг (т.е продажа)) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав третьим лицам.
Согласно п.32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447 (в ред. от 26.12.03 г.), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и использованные указанными получателями по назначению. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные, членские взносы, паи и т.д. Положения п.32.1 указанных Методических рекомендаций применяются при условии, что учет получения и расходования целевых поступлений в денежной форме осуществляется отдельно от иной деятельности организации.
Однако следует иметь в виду, что не является целевым поступлением на содержание некоммерческих организаций выручка от реализации такой организацией имущества, ранее полученного в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной помощи от организаций, в том числе осуществляющих благотворительную деятельность. Реализация (продажа третьим лицам) некоммерческой организацией указанного имущества подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в установленном порядке.
Таким образом, получаемые от членов ПО вступительные, членские, паевые взносы налогом на добавленную стоимость не облагаются. Реализация ПО паев в паевых фондах кооператива (внутренние перемещения (перетоки) материалов и прочего) также не облагается налогом на добавленную стоимость. Однако реализация (продажа) ранее полученного ПО в качестве взноса, вклада, пожертвования имущества подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Налог на имущество организаций
В соответствии со ст.4 Закона г. Москвы от 5.11.03 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" освобождаются от налогообложения:
организации - в части стоимости находящихся на их балансе объектов жилищного фонда (п.10);
объединения собственников жилья, действующие в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (п.11).
Таким образом, объекты жилищного фонда, числящиеся на балансе ЖСК, зарегистрированных в г. Москве, не подлежат обложению налогом на имущество организаций. Остальное имущество кооперативов (приобретенное оборудование, приборы, компьютеры, оргтехника, офисная мебель и пр.) подлежит обложению этим налогом в общеустановленном порядке.
Единый социальный налог
В п.1 ст.236 НК РФ определено, что в объект обложения единым социальным налогом у организаций включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В п.п.8 п.1 ст.238 НК РФ установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) для указанных организаций.
На основании п.п.8 п.1 ст.238 НК РФ суммы, выплачиваемые за счет членских взносов жилищно-строительных кооперативов сотрудникам ПО (ЖСК) или лицам, выполняющим для ПО (ЖСК) работы или услуги по гражданско-правовым договорам, в налоговую базу для расчета единого социального налога не включаются.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются страхователем-организацией в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ (в ред. от 23.12.03 г.) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно п.2 ст.10 этого Закона базой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 НК РФ.
Следовательно, выплаты и вознаграждения, производимые за счет членских взносов ПО (ЖСК) лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги ПО) для этих организаций, не должны облагаться как единым социальным налогом, уплачиваемым в федеральный бюджет, так и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Если ПО (ЖСК) производят выплаты в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за счет членских взносов и за счет доходов от предпринимательской деятельности, то необходимо вести по таким выплатам раздельный бухгалтерский учет.
Согласно п.3 ст.236 НК РФ указанные в п.1 этой статьи выплаты и вознаграждения (независимо от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При применении п.3 ст.236 НК РФ необходимо учитывать положения главы 25 НК РФ. При этом источники выплат и вознаграждений, а также их отражение в бухгалтерском учете в целях исчисления единого социального налога не имеют значения. Данная норма распространяется также на налогоплательщиков, формирующих налоговую базу по прибыли по отдельным видам деятельности организаций.
Выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено ст.255 и частично ст.264, а расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены ст.270 главы 25 НК РФ.
Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда на основании ст.255 НК РФ, включаются в перечень расходов по оплате труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, суммы заработной платы, начисленные сотрудникам ПО (ЖСК) за счет доходов от предпринимательской деятельности кооперативов, подлежат обложению как единым социальным налогом, уплачиваемым в федеральный бюджет, так и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
С 1 января 2002 г. Федеральным законом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и главой 24 "Единый социальный налог" НК РФ установлены общий объект обложения и база для начисления страховых взносов и единого социального налога. Поэтому суммы, выплачиваемые за счет членских взносов ПО (ЖСК), перечисленных в п.п.8 п.1 ст.238 НК РФ, не подлежат обложению единым социальным налогом и, следовательно, не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного период трудовой деятельности в ПО (ЖСК) не подлежит включению в страховой стаж работников данных кооперативов в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.12.01 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что лишает их права на обязательное пенсионное страхование за счет средств работодателя.
Следует отметить, что в соответствии со ст.29 Закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ физические лица могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем согласно данному Закону. Указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа. Уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях. Следовательно, действующим законодательством об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации предусмотрена возможность пенсионного страхования лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) для ПО (ЖСК).
Таким образом, суммы, выплачиваемые за счет членских взносов ПО (ЖСК) сотрудникам кооперативов или лицам, выполняющим для ПО (ЖСК) работы или оказывающим услуги по гражданско-правовым договорам, в налогооблагаемую базу для расчета единого социального налога не включаются.
Все взаимоотношения внутри системы ПО не облагаются налогами, за исключением по отдельным регионам регрессивным налогом на имущество в размере 2 % согласно НК РФ только на имущество непосредственно приобретенное самим ПО и поставленное по строке баланса на основные средства общества. Другие имущественные права и имущество введенное в ПО в виде паевого взноса от Пайщиков общества формируется на балансовой строке «Доходные вложения в материальные ценности» данные отраженные на вышеуказанной строке не подлежат исчислению налога на имущество общества, так как оно внесено Пайщиком на основании Коммандитного соглашения между ПО и Пайщиком в виде его внесенного пая в общество. А не приобретенное самим обществом.
По таможенному обложению потребительского общества
Товары, финансы и прочие материальные и не материальные активы, пассивы и т.п. в рамках определенные Уставом ПО. Вносятся Иностранным Пайщиком ПО на зарубежное Представительство ПО в стране «импортере» в виде паевого взноса или передачей ТМЦ по акту для нужд и снабжения ПО от Пайщика ПО (иностранного), после чего иностранное представительство пересылает данные ТМЦ в центральное ПО (на территории РФ) где товар проходит таможенное оформление «как ввезенный товар на уставную деятельность и как основные средства в уставной (складочный, паевой) капитал без права продажи и торговли (де-юре). А после товар поставленный на баланс ПО передается для нужд использования пайщиком ПО со всем содержанием по товару без права отчуждения (продажи).
Примеры:
Организация хочет ввезти автомобиль на территорию РФ как часть уставного капитала вновь образуемого совместного предприятия (регистрационные документы готовы). Предприятие занимается не автотранспортной сферой. Какие нормативные документы есть на этот счет? - Алексей (г. Москва)
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации автомобиля в качестве вклада в уставный капитал организации льготы предусмотрены только по уплате ввозной таможенной пошлины, но не НДС (для коммерческих СП). Для освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины необходимо одновременно соблюдение следующих условий. Автомобиль:
- должен быть вкладом иностранного (не российского) участника в уставный капитал организации;
- должен быть не подакцизным;
- должен относится к основным производственным фондам;
- должен ввозиться в сроки формирования уставного капитала, определенные учредительными документами организации (прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке).
Данный порядок определен на основании статей 34 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями".
Организация с иностранными инвестициями имеет на балансе транспортные средства, которые внесены иностранным партнером в уставный капитал общества, т.е. имеют статус условно выпущенных. Может ли это общество передать данные транспортные средства в аренду третьим лицам? - Валерий (г. Москва)
Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, предоставленные при ввозе транспортного средства в качестве вклада иностранного партнера в уставный капитал общества, сохраняются при сдаче его в аренду (т.е. суммы условно начисленных ввозных таможенных пошлин не взимаются) при условии, если договор аренды не предусматривает последующую реализацию данного транспортного средства (продажи, перепродажи).
Любых других товаров и ТМЦ:
ГТК РФ письмом от 10 сентября 2003 г. N 01-06/35104 продлил до 15 октября 2003 года срок, в течение которого разрешается производить условный выпуск товаров (оборудования), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные, паевые) капиталы организаций, имеющих уставный (складочный, паевой) капитал, превышающий сумму 1,5 миллиона рублей, с применением льгот по уплате НДС при условии представления в таможенный орган, производящий таможенное оформление, всех необходимых документов, подтверждающих правомерность применения данных льгот, с последующим согласованием в ГУФТД ГТК России возможности применения освобождения от обложения НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации данных товаров для международной потребительской кооперации.
О льготах при импорте товара в РФ в качестве вклада в уставный (паевой) капитал фирмы с иностранными инвестициями или международного статуса
Настоящее заключение имеет своей целью анализ действующего законодательства, регламентирующего основания и механизм использования льгот при импорте товаров в РФ в качестве вклада в уставный (паевой) капитал предприятия с иностранными инвестициями или международного статуса.
В целях выявления особенностей уплаты НДС кроме предприятий не работающих в поле НДС, предусмотренных НК РФ и ТК РФ в заключении альтернативно рассматривается порядок исчисления и уплаты таможенных платежей при ввозе оборудования в РФ в режиме выпуска в свободное обращение.
В заключении рассматриваются также вопросы определения таможенной пошлины, взимаемой при ввозе соответствующего оборудования из-за рубежа (в частности, Франция).
Раздел 1. О ввозной таможенной пошлине на металлообрабатывающее оборудование из Франции
Судя по специфике и наименованию оборудования (станков), которые предполагается возить в Россию из Франции по родовому коду ТН ВЭД очень подходит следующий код:
8462 Станки (включая прессы) для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой; станки для обработки металлов (включая прессы) гибочные, кромкогибочные, правильные, отрезные, пробивные или вырубные; прессы для обработки металлов или карбидов металлов.
Однако это только наименование целой группы станков, в числе которых, возможно, те, которые нас интересуют.
Учитывая, что эксперту предоставлена только самая общая информация о станках: их наименование[1] (к тому же возможно, не точное), на данном этапе можно пока только предположительно, но очень с высокой степенью точности дать наименование станка по ТН ВЭД и ставку ввозной таможенной пошлины.
Далее в таблице для сравнения даются наименования оборудования по своему назначению, похожие (с позиции непрофессионала) на интересующее оборудование.
Источник информации: Таможенный тариф РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.11.001 г. № 830 (с изменениями от 30.05., 15.07., 12, 20, 30, 31.05., 1, 12, 19.11.2002 г., 23.01., 6, 25.02., 11.03., 11, 24, 28.04., 5, 20, 21, 24.06. 7, 16.07.2003 г.).
КодТН ВЭД Наименование Ед.измерения Ставка ввозной пошлины
Машины пробивные или вырубные (включая прессы), в том числе комбинированные пробивные и высечные:
8462 41 С числовым программным управлением:
8462 41 900 1 Прессовое шт. 5
8462 91 500 0 Прессы гидравлические с ЧПУ шт.10
463 20 000 0 станки резьбонакатные шт. 5
8465 10 станки, способные выполнять различные операции по механической обработке без смены инструмента между этими операциями:
8465 10 900 0 С автоматическим перемещением обрабатываемого изделия между операциями шт. 5
Учитывая, что:
1. по имеющимся данным интересующее оборудование практически не имеет аналогов в РФ и производится только за рубежом;
2. тот факт, что государство путем установления пошлин стимулирует развитие тяжелого машиностроения и машиностроения вообще,
можно сделать предположительный вывод, что: ввозная пошлина на интересующее оборудование имеет ставку 5 % от таможенной стоимости оборудования.
Раздел 2. Об уплате НДС при ввозе товара на территорию РФ
В случае, если технологическое оборудование ввозится из Франции без использования льготы, предусмотренной подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ (ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные, паевые) капиталы организаций), то у Покупателя оборудования возникает обязанность уплатить НДС по правилам установленным НК РФ (глава 21) и таможенным законодательством (не касается Пайщиков работающих в одном правовом поле (ПО).
Согласно п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке: 1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено ст. 150 НК РФ. Поскольку, льгота по НДС не используется, постольку НДС уплачивается без каких-либо изъятий (в полном объеме).
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК и таможенным законодательством РФ (ст. 153 НК РФ).
Так, согласно п. 1 ст. 160 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма:
1. таможенной стоимости этих товаров;
2. подлежащей уплате таможенной пошлины;
3. подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам и сырью).
Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ.
Согласно п. 3 и 5 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18 %, поскольку иные ставки (0 или 10 %) НК РФ для ввозимого оборудования не предусмотрены.
В соответствии с п. 5 ст. 166 НК РФ (см. также п. 3 ст. 174 НК РФ) общая сумма налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке (18 %) процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 160 НК.
В силу п. 1 ст.170 НК РФ суммы налога, фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, если иное не установлено положениями гл. 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ (в нем, в частности, идет речь об операциях, освобождаемых от НДС для паевых организаций в потребительской кооперации).
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1. товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;
2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Относительно налоговых вычетов следует сказать, что согласно ст. 172 НК РФ вычетам подлежат (если иное не установлено ст. 172), только суммы налога, фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В частности, в данной статье эта «особенность» выражена так: вычеты сумм налога уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в п. 2 и 4 ст. 171 НК, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Согласно ст. 174 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС, подлежащий уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. Соответственно, сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством РФ (ТК РФ) с учетом положений гл. 21 НК (ст. 177 НК РФ).
Раздел 3. О таможенной стоимости и уплате таможенных платежей
Поскольку особенности исчисления НДС при ввозе товара в РФ устанавливаются таможенным законодательством, то в целях разъяснения следует данные особенности хотя бы схематично обозначить:
Налоговая база по НДС согласно ст. 117 ТК РФ привязана к таможенной стоимости перемещаемого товара, которая (стоимость) по общему правилу (по умолчанию) равняется цене сделки на основе первичных документов, к которой либо прибавляются, либо вычитаются транспортные расходы, понесенные Покупателем до границы с РФ (в зависимости от базиса поставки).
Поскольку таможенный орган вправе и должен проверить реальность, действительность цены сделки, т.е. в конечном итоге таможенную стоимость, постольку в зависимости от того, насколько цена ввозимого товара соответствует рыночным ценам и ценам по аналогичным сделкам, таможенный орган в месте нахождения Покупателя (российской организации) может скорректировать таможенную стоимость товара.
Ориентиром для участника ВЭД (т.е. что можно ожидать от таможенного органа) может служить Приказ ГТК РФ от 05.01.94 N 1 (ред. от 23.05.2002) "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ "(вместе с "Положением о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ", "Инструкцией по контролю таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ")[2].
Учитывая фискальные цели таможни, корректировка идет в сторону увеличения, и это вызвано, в первую очередь, обоснованными сомнениями таможни в добросовестности Покупателя и адекватности цены сделки рыночным факторам. Так, например, ввоз в РФ по явно демпинговым ценам товарам вызовет у таможни необходимость в проверке заявленной декларантом (покупателем) таможенной стоимости.
Естественно, Декларант вправе не соглашаться с произведенной таможней корректировкой таможенной стоимости и вправе обжаловать ненормативный акт таможни в арбитраж, однако, это уже потеря времени и дополнительный средств, что заставляет Покупателя заранее подумать о таможенной стоимости.
Ну и уж вполне понятно, что увеличение таможенной стоимости влечет увеличение уплачиваемой таможенной стоимости[3], а также риск привлечения Декларанта к административной (а не налоговой) ответственности за нарушение таможенных правил (КоАП РФ).
НДС при ввозе товаров, равно как и таможенная пошлина, по общему правилу, должен быть уплачен до начала таможенного оформления[4]. Так, в соответствии со ст. 119 ТК РФ таможенные платежи, перечень которых установлен ст. 110 ТК РФ (пошлина, НДС, сборы, акцизы) уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации (если: в.декларации указана стоимость поставляемого товара из заграничного представительства МПО – в нашем случае стоимость товара в декларации не указана, так как идет внутреннее перемещение от иностранного Представительства МПО в центральное МПО «перевозка из цеха в цех на одном предприятии»).
Таможенные платежи уплачиваются на счета ГТК РФ, открытые в уполномоченных банках. Согласно ст. 122 ТК РФ уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо внесением на депозит причисли в тающихся сумм.
Следует заметить, что помимо НДС и таможенной пошлины необходимо также уплатить сбор за таможенной оформление (ст. 114 ТК РФ) в валюте РФ и в иностранной валюте всего в размере 0,15 %. МПО оплачивает только сбор за оформление и регистрацию перемещения грузов МПО через границу.
Раздел 4. О льготах по НДС в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал фирмы с иностранными инвестициями
4.1. Нормативные основания льгот
В соответствии с ФЗ от 09.07.99 г. № 160-ФЗ (ред. от 25.07.2002 г.) «Об иностранных инвестициях в РФ», льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона).
Как разъяснил ГТК РФ (Письмо от 12.08.99 г. № 01-15/21733), отреагировав на «многочисленные обращения организаций с иностранными инвестициями и государственных органов, поступающих в ГТК РФ» после вступления в силу вышеуказанного Закона, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов (федеральных налогов) в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, предоставляются исключительно в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, к которому относится Закон РФ «О таможенном тарифе» и НК РФ.
Согласно данным нормативным актам, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный, паевой) капитал предприятий с иностранными инвестициями, предоставляются 2 основные льготы:
1. освобождение от уплаты НДС;
2. льготы по уплате таможенных пошлин.
Рассмотрим их по отдельности.
4.2. Льготы по НДС
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные, паевые) капиталы организаций.
При этом п. 2 указанной статьи устанавливает очень важное и вполне логичное правило: в случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ в соответствии с настоящей статьей осуществлен без уплаты налога, на иные цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено такое освобождение от налогообложения, НДС подлежит уплате в полном объеме с начислением пени за весь период считая с даты ввоза таких товаров на таможенную территорию РФ до момента фактической уплаты налога.
7 февраля 2001 г. Приказом ГТК №131 была утверждена Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ. Согласно п. 13 данной Инструкции, не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, согласно перечню, приведенному в Приложении №1 к Инструкции, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные, паевые) капиталы организаций.
Перечень представляет собой таблицу, в которой указано краткое наименование товара и код по ТН ВЭД России. Данный Перечень составлен на основании Постановления Правительства РФ от 30.11.01 N 830 "О Таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности". Заметим, что в данный перечень входит оборудование, которое указано в таблице раздела 1 настоящего заключения, в частности: 1) Станки (включая прессы) для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой.. (код 8462); 2) Станки для обработки металлов без удаления материала (8463).
В отношении товаров, не вошедших в Перечень, но которые в соответствии с законодательством РФ могут быть использованы как технологическое оборудование, решение о предоставлении льгот по уплате НДС принимает ГТК и доводит до сведения таможенных органов соответствующим документом.
Распоряжение ГТК РФ от 11.07.03 № 375-р внесло уточнения относительно порядка применения вышеуказанной инструкции. Так, очень важное значение имеет размер уставного капитала организации:
1. при условии, что размер уставного капитала организации не превышает 1,5 миллиона руб. согласно НК РФ НДС не взимается и данный вопрос решается непосредственно в таможне, которая осуществляет таможенное оформление (Екатеринбургская таможня).
2. в случае превышения размере УК 1,5 миллиона руб. для освобождения от уплаты НДС необходимо получение Заключения ГТК РФ, подтверждающее возможность применения освобождения от обложения НДС ввоза на таможенную территорию РФ данных товаров (п. 1 подп. «Б» Распоряжения № 375-р).
Указанное заключение ГТК РФ выдает на основании заявления организации, в уставный (складочный, паевой) капитал которой ввозится технологическое оборудование, в 30-дневный срок после представления полного комплекта следующих документов:
1. копий учредительных документов организации согласно ее организационно-правовой форме с внесенными изменениями (в случае, если такие изменения и дополнения вносились), прошедших государственную регистрацию и заверенных согласно установленному порядку;
2. перечня ввозимого оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (в случае, если такой перечень не содержится в учредительных документах);
3. в установленных случаях отчета независимого оценщика об оценке ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
4. копии классификационного решения ГТК России (в случае, если такое классификационное решение выдавалось);
5. иных документов, имеющих отношение к применению данного освобождения (п. 2.1. Распоряжения № 375-р).
Согласно письму ГТК РФ от 21.06.03 г. № 01-06/28759 «О применении распоряжения ГТК России от 11.07.2003 № 375-р», в целях недопущения задержек производства таможенного оформления товаров (оборудования), ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, имеющих уставный (складочный) капитал, превышающий сумму 1,5 миллиона рублей, ГТК России разрешает до 01.09.03 производить условный выпуск указанных товаров с применением льгот по уплате НДС.
Это допускается только при условии представления в таможенный орган, производящий таможенное оформление, всех необходимых документов, подтверждающих правомерность применения данных льгот, с последующим согласованием в Главном управлении федеральных таможенных доходов ГТК РФ возможности применения освобождения от обложения НДС ввоза на таможенную территорию РФ данных товаров, установленного ст. 150 НК РФ.
Раздел 5. О льготах по уплате таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный (паевой) капитал фирмы с иностранными инвестициями
5.1. Общие условия предоставления льгот
Нормативная основа предоставления льгот: Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 г. № 5003-1 и Постановление Правительства РФ от 23.07.96 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный, паевой) капитал предприятий с иностранными инвестициями».
Статья 37 Закона «О таможенном тарифе» указывает: «При осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, …. ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные, паевые фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий…».
Постановление Правительства РФ № 883 установило, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный, паевой) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары (ВНИМАНИЕ!):
1. не являются подакцизными;
2. относятся к основным производственным фондам;
3. ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного, паевого) капитала.
Применение вышеуказанных нормативных актов разъяснено методическими рекомендациями по применению тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный, паевой) капитал организаций с иностранными инвестициями, утв. Письмом ГТК РФ от 3 июля 2002 г. №01-06/26232.
Так, данные методические рекомендации разъясняют порядок проверки условий освобождения от обложения таможенными пошлинами, установленных Постановлением Правительства РФ № 883:
1. Товары не должны быть подакцизными. Перечень подакцизных товаров установлен в гл. 22 НК РФ.
2. Товары должны относиться к основным производственным фондам.
Основные фонды (основные средства) - это понятие, относящееся к сфере бухгалтерского учета. Порядок отнесения предметов к основным производственным фондам установлен соответствующими нормативными правовыми актами и методическими указаниями Минфина РФ. В настоящее время утверждена новая редакция Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина России от 30.03.2001 г. №26н в ред. Приказа Минфина России от 18.05.2002 г. №45н). Так, в частности, согласно данному документу, при отнесении средств труда к внеоборотным активам (основным средствам) применяется критерий их обращения (срока эксплуатации).
3. Товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного, паевого) капитала организации.
Тарифные льготы предоставляются только в случае, если товары были ввезены на таможенную территорию РФ и декларировались как товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный, паевой) капитал организации с иностранными инвестициями, до истечения сроков формирования уставного капитала организации, определенных учредительными документами или законодательством РФ.
Льготы по уплате таможенной пошлины предоставляются как при первоначальном формировании уставного (паевого) капитала организации с иностранными инвестициями, так и при увеличении уставного (паевого) капитала организации в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В случае ввоза товаров в качестве дополнительного вклада в уставный (паевой) капитал организации с иностранными инвестициями, созданной в форме ООО (не касается МПО так как сразу предусмотрено постоянное увеличение паевых капиталов МПО), до государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы общества, тарифные льготы в отношении таких товаров не предоставляются. При представлении таможенному органу, производившему таможенное оформление таких товаров, зарегистрированных изменений и дополнений в учредительные документы, определяющих сроки увеличения уставного капитала ООО, а также иных документов, необходимых для принятия решения о применении данных льгот, суммы уплаченных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно п. 3 Методических рекомендаций при ввозе товаров в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций с иностранными инвестициями, созданных в форме АО, тарифные льготы могут быть предоставлены лишь при том условии, что учредительными документами предусмотрена оплата акций товарами (имуществом). При ввозе товаров в качестве вклада в уставные (складочные, паевые) капиталы организаций с иностранными инвестициями, созданных в иных формах, льготы могут быть предоставлены лишь при том условии, что учредительными документами организаций установлена возможность имущественного вклада в уставный (складочный, паевой) капитал.
5.2. Порядок предоставления льгот
Для принятия решения о возможности применения тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в таможенный орган должны быть представлены документы, подтверждающие возможность применения таких льгот, в частности:
1. перечень ввозимых иностранным инвестором товаров;
2. прошедшие государственную регистрацию учредительные документы организации с внесенными изменениями и дополнениями (в случае, если такие изменения и дополнения вносились);
3. свидетельство о регистрации и внесении в ЕГРЮЛ;
4. документы, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что товары являются вкладом иностранного инвестора в уставный (складочный, паевой) капитал организации, не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам (например, технические описания ввозимых товаров, товаросопроводительные документы, документы, позволяющие проверить соответствие ввозимых товаров товарам, заявленным в учредительных документах в качестве вклада в уставный (складочный, паевой) капитал);
5. иные документы, необходимые для таможенных целей (п. 3 Методических рекомендаций). Иные документы, необходимые для таможенных целей – см. ст. 174. 182 ТК РФ.
При решении вопросов о предоставлении тарифных льгот учитывается общая стоимость товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный, паевой) капитал организаций с иностранными инвестициями.
При этом если в учредительных документах организации с иностранными инвестициями определена номенклатура ввозимых товаров и их стоимость, учет стоимости ввезенных товаров производится на основании стоимости, установленной учредителями в этих документах. Если в учредительных документах оговорен только размер вклада учредителя без конкретного перечня товаров и их количества, учет стоимости ввезенных товаров производится на основании таможенной стоимости товаров.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный, паевой), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного, паевого) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. В этой связи в случае превышения стоимости ввозимых товаров над номинальной стоимостью акций в части превышения подлежат взиманию таможенные пошлины.
5.3. Контроль за использованием товаров
После выпуска в свободное обращение товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные (складочные, паевые) капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями, таможенные органы в соответствии со ст. 29 ТК РФ осуществляют контроль за использованием таких товаров в целях, в связи с которыми были предоставлены льготы.
Статья 29 ГТК РФ: «Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами законодательства РФ.
Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного органа.
Определение исключительного перечня случаев нарушения целевого использования товаров, ввезенных в качестве вклада в уставные (складочные, паевые) капиталы организаций, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, не представляется возможным с учетом требований действующего законодательства РФ. Вопросы нецелевого использования товаров решаются в каждом конкретном случае в отношении конкретных организаций.
Одним из условий целевого использования вышеназванных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.96 N 883, рассматривается учет таких товаров на балансе организаций в качестве основных производственных средств (фондов).
После условного выпуска товаров в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится организация, в установленный срок должны быть представлены учетные бухгалтерские документы (заверенные подписями руководителя, главбуха и печатью организации) о принятии данных товаров к бухгалтерскому учету в качестве основных производственных фондов (т.е. об отнесении на соответствующие статьи раздела "Основные средства") в порядке, предусмотренном законодательством о бухгалтерском учете.
Отчуждение условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный, паевой) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, в том числе реализация таких товаров любым способом (за исключением передачи в аренду), допускается в соответствии со ст. 29 ТК РФ с разрешения таможенного органа при условии уплаты условно начисленных таможенных платежей.
Если распоряжение товарами производилось без разрешения таможенного органа, то подлежат начислению и взиманию пени в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
Ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД, Консультант по стратегическому планированию Управляющий партнер ООО "Юридическая фирма"Ардашев и Партнеры"