
Защита потребительских интересов физических лиц при формировании розничных цен на товары и услуги. Снижение себестоимости продукции и услуг и повышение конкурентоспособности предприятий входящего в
В настоящее время произошел качественный перекос в экономике в сторону производства как такового, потребитель отодвинут на задний план и появляется лишь в момент продажи, когда уже сформированы ложные цены. Эти ложные цены формируются вследствие процессов, не имеющих отношения к тому, для кого предназначена продукция – к потребителю. Это и переваливание финансовых трудностей бюджета на производителя, и спекуляция на дефиците, и неправильная налоговая политика государства, и несовершенства законодательной базы, и прочее.
Потребительская кооперация, а тем более международная потребительская кооперация позволяет сочетать интересы и потребителя, и производителя, т.к. может предполагать изготовление или услугу под заказ и для себя, в соответствии с возможностями предоплаты. В центре потребкооперации — потребитель. Удовлетворение его потребностей хотя бы частично приводит к стабильности в социальной сфере и сказывается на повышении качества продукции (услуг), снижении цен за счет уменьшения накладных расходов и прочих издержек, увеличении валовой продукции. В такой среде простой человек может чувствовать себя более социально защищенным.
Раскручивая небольшую модель потребительской кооперации по спирали, можно построить достаточно мощную структуру с устойчивой экономикой, положительной идеологией, гармоничным социумом.
Использование возможностей потребительской кооперации сокращает затраты на бытовые нужды у пайщиков. Это наиболее распространенная в мире и в нашей стране сфера деятельности ПО. Однако и здесь не все возможности используются полностью. Потребительское Общество может организовывать отдых, телефонную связь, пользование прачечной, закупки продуктов и прочее за счет паевых взносов или целевых вложений пайщиков. В том и другом случае эта деятельность для ПО не является коммерческой, что позволяет, наряду с эффектом от консолидации платежей и пользования оптовыми ценами и скидками, в ряде случаев снижать себестоимость продукции и услуг за счет оптимизации налогообложения участвующих в системе международной потребительской кооперации предприятий, повысить тем самым их конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Значительные перспективы связаны с применением в системе потребительской кооперации системы дисконтной торговли продуктами питания и товарами повседневного спроса. Такая система, разрабатываемая в настоящее время нами с участием торговых организаций, позволяет исключить из обычной схемы розничной торговли со скидками организации посредников — фирмы, организующие выпуск и обращение дисконтных карточек, и банки. В этом случае есть возможность снижения цен при сохранении или даже повышении доходов предприятия.
Использование преимуществ ПО возможно и для экономии коммунальных платежей пайщиков. Например, некоторые крупные предприятия за счет получаемых доходов обеспечивают жильем своих работников по льготной цене и с рассрочкой до 49 лет. При этом наряду с убытками для предприятия имеет место обложение налогом с дохода на сумму льготы его работников. Таким образом, цена жилья фактически перестает быть льготной. Кроме того, в течение рассрочки (обычно порядка трех лет) работники, не являясь еще фактически полными собственниками жилья, платят коммунальные платежи и налог на имущество из своего кармана.
Организованное и вошедшее предприятии в ПО может, взяв на себя часть непроизводственной сферы (снабжение предприятия сырьем, реализация продукции и услуг предприятия, обеспечение работников жильем и дополнительными доходами), закупать квартиры за счет своих доходов и предоставлять их в безвозмездное пользование своим пайщикам-работникам предприятия. Пайщики, внося паевые взносы, приобретают право получения квартиры в счет возврата внесенных паевых взносов. Кроме того, ПО не платит за время рассрочки налога на имущество с жилого фонда, а коммунальные платежи оплачивает за счет затрат, относимых на себестоимость и исключаемых из его налогооблагаемого дохода. Для использования описанных выше преимуществ владельцы могут вносить уже имеющееся у них недвижимое имущество в организованное нами ПО. Следует отметить, что, согласно закону «О потребительской кооперации», на это имущество, как и на любые паевые взносы в ПО, не налагается арест или взыскания по судебным искам, связанным с долгами пайщиков.

Из изложенного выше ясно, что механизм ПО можно использовать для защиты имущественного комплекса предприятия (ядра предприятия) от бездумного растаскивания его в кризисной ситуации как кредиторами, рейдерами, так и некоторыми акционерами, не заинтересованными в сохранении производства, путем внесения основного оборудования, сооружений и всего комплекса предприятия в паевой фонд ПО и продолжении в дальнейшем на нем производства на основании дополнительного соглашения или приложения к коммандитному соглашению о безвозмездном пользовании, либо организовав предприятие системы потребительской кооперации, как кооперативный участок ПО. Эта проблема весьма актуальна в условиях, когда необходимо любыми способами сохранить производство от разрушения его финансово-спекулятивными структурами. Тем более что в большинстве случаев от распродажи предприятия по частям никто существенной пользы не получает.
Механизм работы по внесению паев и прочих взаиморасчетов между Пайщиками ПО в качестве паевых платежей в ПО регулируется внутрифирменными документами, технологиями и процедурами, которые рассматриваются в каждом конкретном случае и системно.